Группы

Чтение художественной литературы

18

мая

2020

Уважаемые родители!

 

 

Предлагаю вам в свободное время прочитать с детьми рассказ.

Тема:

Составление рассказов по пословице.

Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

 

 

Цель.      

   

Учить детей составлять по пословице короткие рассказы и сказки. Осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок. Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию.

 

Оборудование.

 

Мешочек, шило или большая игла; иллюстрации к пословицам; конверт; лист бумаги с надписью: «Тайное становится явным».

 

I Организационный момент.

 

1.Попросите ребенка назвать время года, месяц, день недели.

2.Подготовьте конверт, из которого вы достанете лист бумаги с надписью: «Тайное становится явным». (Пусть ребёнок читает.) Расскажите ему, что это письмо прислал нам мальчик Дениска.

 

II Основная часть. Задайте ребенку вопросы:

 

-Может ты вспомнишь такой случай, когда ты что-то хотел скрыть от от взрослых, а они потом все равно об этом узнавали. Вспомни и расскажи о таком случае. (Краткие ответы детей.)

          -С Дениской, героем рассказа Виктора Драгунского тоже произошла такая история. Послушай её.

          Я слышал, как мама сказала кому-то в коридоре:

            -Тайное всегда становится явным.

            И когда она вошла в комнату, я спросил:

            -Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

            -А это значит, что, если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и ему будет стыдно, и он понесет наказание, - сказала мама. – Понял?.. Ложись-ка спать!

            Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было уже утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были уже одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.

            Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому, что я выел один желток, а белок раскромсал под скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.

            -Ешь! – сказала мама. – Без всяких разговоров!

            Я сказал:

            -Видеть не могу манную кашу!

            Но мама закричала:

            -Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь! Ты должен поправиться.

            Я сказал:

            -Я ею давлюсь!

            Тогда мама села со мной рядом, обняла за плечи и ласково спросила:

            -Хочешь, поедем с тобой в Кремль?

            -Конечно хочу в Кремль! Даже очень!

            Тогда мама улыбнулась:

            -Ну вот, съешь всю кашу и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна.

            И мама ушла на кухню.

            А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.

            А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно есть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро выплеснул кашу на улицу в окно. Потом сразу вернулся и сел за стол.

            В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:

            -Ну что за Дениска, что за парень – молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! И она меня поцеловала.

            В эту же минуту дверь в комнату открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:

            -Здравствуйте! – И подошел к окну и поглядел вниз. – А еще интеллигентный человек.

            -Что вам нужно? – спросила мама.

            -Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!

            -Не клевещите. Ничего я не выливаю!

            -Ах, не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул:

            -Пострадавший!

            И к нам вошел какой-то дяденька.

            Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где висела лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться.

            -Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша, мм…манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то жжет… Как же я пошлю свое фото, если я весь в каше?

            Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.

            -Извините, пожалуйста, сказала она тихо, разрешите я вас почищу.

            И они все трое вышли в коридор.

            А когда мама вернулась, мне даже было страшно на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:

            -Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!

            Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго – долго и потом спросила:

            -Ты это запомнил на всю жизнь?

            И я ответил: - Да.  

 

            После чтения побеседуйте с ребенком:

 

-Что означает пословица «Тайное становится явным»? Правильно, пословица – это короткая мудрая мысль, поучение. Пословица учит нас тому, как надо или не надо поступать.

-Расскажи, как Дениска убедился в справедливости пословицы «Тайное становится явным».

-Что можно сказать о Денискином поступке? (Не подумал, обманул, испачкал костюм человека.) Нарочно ли он это сделал?

-Случайный обман или намеренный, о нем все равно становится известно.

-Как ты думаешь, почему мама не наказала Дениску?

-Как сказать коротко, о чем этот рассказ? Как бы ты его назвал?

-Писатель Виктор Драгунский назвал этот рассказ «Тайное становится явным».

-Ты заметил, что в рассказе говорится о том же, о чем в названии – пословице? Подумай, в какой жизненной ситуации можно использовать эту пословицу? Сейчас тебе нужно будет придумывать интересные истории к этой пословице. Конец твоей истории должен заканчиваться пословицей «Тайное становится явным».

-Итак, о чем же говорится в пословице «Тайное становится явным»?

 

Проведите с ребёнком физ.минутку:

 

Упражнение на координацию речи и движения «Такие разные дела».

 

-Есть разные дела6 плохие и хорошие. Расскажем про хорошие дела.

Раз, два, три, четыре! Дети,              сжимать пальцы по одному в кулачки

Много дел на белом свете.        разжимать пальцы по одному из кулачков

Вот военные идут –                                                                    маршировать

Они границу берегут.  

А швея иглу берет                                                                 имитация шитья

И одежду людям шьет.         

Дворник улицу метет,                                                     имитация движений

Звонко песенку поет.          

Птичница во двор пришла,                                  имитация кормления птиц        

Курам зерна принесла.

 

-Есть еще одна пословица, которая имеет такое же значение: «Шило в мешке не утаишь». Ты в этом сам убедишься.

Предложить ребенку запомнить и повторить вторую  пословицу и придумать по ней небольшую историю. Напомнить, что в конце рассказа должна звучать пословица. Если ребенок затрудняется, то взрослый дает сюжетную картинку, по смыслу подходящую к пословице.

Взрослый предлагает ребенку запомнить и повторить обе пословицы.

 

III Итог.

 

-Хорошие получились у тебя рассказы. Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, украшают нашу речь. Так что же такое пословица? (Короткая мудрая мысль, поучение.) Чему она нас учит? (Как надо поступать, а как не надо.)

-Конверт у нас пустой. Я предлагаю тебе нарисовать свои рассказы, положить в него и подарить Дениске.

 

 

13.05.2020г.

 

 

 

 

 

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo