Группы

Формирование правильной осанки - важный аспект развития здорового ребенка в дошкольном возрасте

19

января

2021

Зачем такое большое внимание уделяется  формированию осанки ребенка в дошкольном возрасте? Хорошая осанка благоприятствует кровообращению и дыханию, создает ощущение бодрости, уверенности в себе. Формируется осанка под влиянием строения и развития костной, связочно-суставной и нервно-мышечной системы, а также внешней среды - питания, одежды, мебели. Следует особо внимательно наблюдать в дошкольном возрасте за развитием грудной клетки. Неправильные положения или неправильные движения тела ребенка могут деформировать грудную клетку, уменьшают ее подвижность, влекут за собой ограничения подвижности легких, а следовательно, и газовый обмен в организме. 

Воспитание правильной осанки надо рассматривать как важное условие общего укрепления и оздоровления организма. Между тем не во всех семьях уделяется этому должное внимание. За положением спины и плечевого пояса детей многие родители обычно следят, а вот положение ног часто ускользает от внимания взрослых. Нередко дети сидят либо скрестив голени и опираясь наружным краем стопы о пол (это может привести к деформации стопы), либо зацепив ступнями за передние ножки стула и сдвинувшись на край. При таком положении возможен наклон таза влево или вправо, а затем появление отклонения позвоночника от вертикальной линии. 
Необходимо проверить и те позы, которые принимают дети во время гимнастики, рисования, настольных игр и игр в песочном дворике, где дети подолгу просиживают на корточках.

Сутулость, наклон головы вперед, выпяченный живот чаще всего возникает в результате неправильной позы ребенка, а также слабости тех мышц, которые удерживают тело в нужном положении.

Дошкольный возраст – основной период формирования осанки.

Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки: 

  • искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы);
  • чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы);
  • асимметричное положение плеч и др.

Родители должны знать признаки, характеризующие правильную осанку детей:

  • вертикальное положение головы и остистых отростков (голова и туловище держатся прямо)
  • симметричное положение углов лопаток, плечи симметричны и слегка отведены назад
  • живот подтянут, ровные треугольники талии
  • грудная клетка развернута и выступает вперед
  • в поясничной части есть небольшой изгиб вперед,
  • симметричные ягодичные складки
  • одинаковая длина нижних конечностей

Причин неправильной осанки  и ее дефектов много:

  • гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении;
  • ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной;
  • несоответствующая росту ребенка мебель;
  • неудобная одежда;
  • неправильные позы и привычки детей  (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование, лежа в постели на боку);
  • однообразные движения (отталкивание одной  и той же ногой при прыжках во время игр; ношение какого-либо груза в одной и той же руке);
  • неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания);
  • частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие
  • постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку
  • Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, калачиком и пр..

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются физические и гимнастические упражнения выполняемые как без предметов так и с различными с различными предметами  (резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др).

Рекомендуемые исходные положения на занятиях лечебной гимнастикой.

  • Лежа на спине
  • прогибание в грудном отделе с опорой на предплечья, на мяче большого диаметра,
  • все движения в тазобедренном суставе (первоначально с укороченным рычагом): отведение/приведение; сгибание/разгибание; «велосипед»
  • Лежа на животе
  • разгибание туловища с движение и без движения верхними конечностями (выполняются в статическом и динамическом режиме)
  • разгибание нижних конечностей (первоначально с укороченным рычагом); отведение/приведение (выполняются в статическом и динамическом режиме),
  • одновременное разгибание туловища и ног, выполнение имитационных упражнений
  • Коленно-кистевая стойка( «четвереньки»)
  • сгибание/разгибание рук;
  • попеременное разгибание рук (рука вверх);
  • попеременное отведение нижних конечностей;
  • попеременное разгибание нижних конечностей (укороченный и полный рычаг)
  • Стоя на коленях
  • маятникообразные движения туловищем вперед/назад с различным положением рук
  • наклоны туловища с различным положением рук (средняя амплитуда

 Направленность воздействия физических упражнений

  • расслабление и растяжение мышц передней поверхности грудной клетки
  • укрепление и тренировка мышц брюшного пресса
  • укрепление и тренировка мышц задней поверхности туловища
  • укрепление и тренировка ягодичных мышц

   Противопоказания

  • бег, прыжки подскоки (при всех видов нарушения осанки)
  • кувырки, группировки, перекаты в группировке (при кифотичсекой осанке)
  • разгибание туловища и ног с большой амплитудой – «лодочки», «корзиночки», перекаты в них (при лордотической осанке)
  • скручивание туловища из различных исходных положений (при ассиметричной осанке)
  • длительное выполнение упражнений в положении стоя (при всех видах нарушения осанки)

     

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo